Занимательная

педагогика

Что может быть серьезнее? - 1

В этой статье речь пойдет об образовательных здоровьесберегающих технологиях, под которыми понимают совокупность приемов, форм и методов организации качественного обучения, развития и воспитания учащихся без ущерба для их здоровья и здоровья педагогов.
Современные способы профилактики перегрузок и переутомлений в школе уже доступны любому педагогу.

Информацию по этим вопросам можно найти в книге Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе». Москва 2005.

По мнению многих отечественных ученых, в частности, врача-психолога, профессора Н.К.Смирнова, образовательные здоровьесберегающие технологии способствуют как предотвращению перегрузок и переутомления участников учебно-воспитательного процесса, так и профилактике разных дезадаптационных и стрессовых состояний.

Н.К.Смирнов делит образовательные здоровьесберегающие технологии на три группы:
  • организационно-педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах;
  • психолого-педагогические технологии, главный отличительный признак которых — использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов для решения задач сохранения и укрепления здоровья как учащихся, так и педагогов в период учебно-воспитательного процесса;
  • учебно-воспитательные технологии, включающие программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их на ведение здорового образа жизни и предупреждение вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Рассмотрим наиболее значимые из всех образовательных здоровьесберегающих технологий по степени их влияния на здоровье учащихся — психолого-педагогические технологии.

Эти технологии связаны с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 40-45 минут на своих учеников.
Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса.

Большое значение имеет осознание всеми педагогами образовательного учреждения своей личной и солидарной ответственности за сохранение здоровья учащихся и своего собственного, за осуществление необходимой профессиональной подготовки для работы в этом направлении.


Психолого-педагогические здоровьесберегающие технологии включают в себя


  • формирование учебно-познавательной мотивации, мотивации достижения на основе
    • организации сознательного, творческого, прочного усвоения учащимися учебного материала в результате превращения его в личностно значимый,
    • обучения умениям самостоятельной учебно-познавательной деятельности, здоровьесберегающим приемам учебного труда,
    • организации подлинного усвоения конкретных способов действий и выработки умений их практического использования,
    • создания мотивационной среды, гуманных отношений между учителем и учащимся, самими учащимися,
    • выработки умений оценивать и анализировать собственные достижения, умений выделять главное и делать осознанный выбор,
    • обучения правильному восприятию меры свободы и ответственности,
    • воспитания чувства долга, самостоятельности, трудолюбия;
  • развитие познавательных и творческих способностей на основе
    • разъяснения сущности изучаемых понятий и явлений,
    • «демонстрации работы» познавательных процессов и способностей,
    • совершенствования операций мышления,
    • стимулирования творческого воображения и творческого мышления,
    • формирования окружающей среды для естественного самовыражения,
    • использования потенциальных возможностей учащихся;
  • выработку умений саморегуляции на основе
    • обучения целеполаганию и целеосуществлению, методам самопознания, самоанализа и самоконтроля, способам групповой работы,
    • воспитания самостоятельности, независимости, воли, ответственности за свою деятельность;
  • формирование бережного отношения к здоровью на основе выработки
    • убежденности в необходимости бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих,
    • потребности в самопознании и самосовершенствовании,
    • стремления стать активной, творческой, самостоятельно мыслящей личностью, способной постоянно вести здоровый образ жизни и помогать в этом окружающим,
и на основе демонстрации личного примера людей, ведущих здоровый образ жизни;
  • выработку навыка самообучения на основе вооружения учащихся
    • приемами построения действенных самоубеждений,
    • методами самообучения, правилами и способами планирования, контроля и оценки своего обучения;
  • использование позитивных психолого-педагогических факторов воздействия педагога на состояние и здоровье учащихся.

 Продолжение следует...

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Rambler's Top100