июль04
Что может быть серьезнее? - 1
В этой статье речь пойдет об образовательных здоровьесберегающих технологиях, под которыми понимают совокупность приемов, форм и методов организации качественного обучения, развития и воспитания учащихся без ущерба для их здоровья и здоровья педагогов.
Современные способы профилактики перегрузок и переутомлений в школе уже доступны любому педагогу.
Современные способы профилактики перегрузок и переутомлений в школе уже доступны любому педагогу.
Информацию по этим вопросам можно найти в книге Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе». Москва 2005.
По мнению многих отечественных ученых, в частности, врача-психолога, профессора Н.К.Смирнова, образовательные здоровьесберегающие технологии способствуют как предотвращению перегрузок и переутомления участников учебно-воспитательного процесса, так и профилактике разных дезадаптационных и стрессовых состояний.
Н.К.Смирнов делит образовательные здоровьесберегающие технологии на три группы:
Рассмотрим наиболее значимые из всех образовательных здоровьесберегающих технологий по степени их влияния на здоровье учащихся — психолого-педагогические технологии.
Эти технологии связаны с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 40-45 минут на своих учеников.
Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса.
Большое значение имеет осознание всеми педагогами образовательного учреждения своей личной и солидарной ответственности за сохранение здоровья учащихся и своего собственного, за осуществление необходимой профессиональной подготовки для работы в этом направлении.
По мнению многих отечественных ученых, в частности, врача-психолога, профессора Н.К.Смирнова, образовательные здоровьесберегающие технологии способствуют как предотвращению перегрузок и переутомления участников учебно-воспитательного процесса, так и профилактике разных дезадаптационных и стрессовых состояний.
Н.К.Смирнов делит образовательные здоровьесберегающие технологии на три группы:
- организационно-педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах;
- психолого-педагогические технологии, главный отличительный признак которых — использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов для решения задач сохранения и укрепления здоровья как учащихся, так и педагогов в период учебно-воспитательного процесса;
- учебно-воспитательные технологии, включающие программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их на ведение здорового образа жизни и предупреждение вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
Рассмотрим наиболее значимые из всех образовательных здоровьесберегающих технологий по степени их влияния на здоровье учащихся — психолого-педагогические технологии.
Эти технологии связаны с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 40-45 минут на своих учеников.
Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса.
Большое значение имеет осознание всеми педагогами образовательного учреждения своей личной и солидарной ответственности за сохранение здоровья учащихся и своего собственного, за осуществление необходимой профессиональной подготовки для работы в этом направлении.
Психолого-педагогические здоровьесберегающие технологии включают в себя
- формирование учебно-познавательной мотивации, мотивации достижения на основе
- организации сознательного, творческого, прочного усвоения учащимися учебного материала в результате превращения его в личностно значимый,
- обучения умениям самостоятельной учебно-познавательной деятельности, здоровьесберегающим приемам учебного труда,
- организации подлинного усвоения конкретных способов действий и выработки умений их практического использования,
- создания мотивационной среды, гуманных отношений между учителем и учащимся, самими учащимися,
- выработки умений оценивать и анализировать собственные достижения, умений выделять главное и делать осознанный выбор,
- обучения правильному восприятию меры свободы и ответственности,
- воспитания чувства долга, самостоятельности, трудолюбия;
- развитие познавательных и творческих способностей на основе
- разъяснения сущности изучаемых понятий и явлений,
- «демонстрации работы» познавательных процессов и способностей,
- совершенствования операций мышления,
- стимулирования творческого воображения и творческого мышления,
- формирования окружающей среды для естественного самовыражения,
- использования потенциальных возможностей учащихся;
- выработку умений саморегуляции на основе
- обучения целеполаганию и целеосуществлению, методам самопознания, самоанализа и самоконтроля, способам групповой работы,
- воспитания самостоятельности, независимости, воли, ответственности за свою деятельность;
- формирование бережного отношения к здоровью на основе выработки
- убежденности в необходимости бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих,
- потребности в самопознании и самосовершенствовании,
- стремления стать активной, творческой, самостоятельно мыслящей личностью, способной постоянно вести здоровый образ жизни и помогать в этом окружающим,
и на основе демонстрации
личного примера людей, ведущих здоровый образ жизни;
- выработку навыка самообучения на основе вооружения учащихся
- приемами построения действенных самоубеждений,
- методами самообучения, правилами и способами планирования, контроля и оценки своего обучения;
- использование позитивных психолого-педагогических факторов воздействия педагога на состояние и здоровье учащихся.
Продолжение
следует...