Занимательная

педагогика

Что может быть серьезнее? - 2

Продолжение. Каковы же пути достижения цели?
Грамотная реализация психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе потребует от педагога серьезной профессиональной психолого-педагогической и методической подготовки.
А начинается эта работа с осмысления и решения определенных задач, представленных в виде алгоритма действий, а именно...

  1. Осознать проблему негативного воздействия традиционного обучения и воспитания учащихся на здоровье участников учебно-воспитательного процесса.
  2. Определить позитивные и негативные факторы воздействия педагога на состояние и здоровье учащихся и, как следствие, на свое собственное во время учебно-воспитательного процесса.
  3. Рассмотреть здоровьесберегающую и здоровьеразрушающую направленности собственных педагогических приемов и методов.
  4. Сформировать убежденность в необходимости бережного отношения к здоровью школьников и своему собственному, в необходимости обучения этому учащихся, выработать потребность в сохранении и укреплении здоровья.
  5. Определить свое отношение к собственному здоровью (как к долгу или как к своему личному делу).
  6. Рассмотреть психолого-педагогические подходы и методы сохранения здоровья учащихся и педагогов во время учебно-воспитательного процесса. Уяснить, что основная роль в этом отводится именно педагогу.
  7. Осознать проблему формирования культуры здоровья личности и уяснить, какое место она занимает в формировании личности в целом и какое место отводится умственным способностям субъекта, его интеллекту в формировании культуры собственного здоровья.
  8. Обосновать тезис «Технологии обучения учащихся
  • приемам научной организации учебного труда (самоорганизации внимания, осмысленного восприятия и смыслового запоминания, продуктивного усвоения учебного материала и др.),
  • способам совершенствования мыслительных операций,
  • методам решения проблемных ситуаций,
  • способам развития логического, критического, творческого мышления, познавательных и рефлексивных способностей,
  • навыкам самообучения и т.д..
есть психолого-педагогические здоровьесберегающие технологии».
  1. Установить степень влияния психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий на качество учебно-воспитательного процесса, состояние и здоровье его участников.
  2. Овладеть технологией воспитания культуры здоровья на основе формирования устойчивых интересов к вопросам здоровья, положительного эмоционально-ценностного отношения к здоровью и ответственности за свою жизнедеятельность, выработки навыка саморегуляции.
  3. Рассмотреть причины, разрушающие здоровье человека. Выделить мировоззренческие и психологические причины и уяснить способы профилактики и преодоления соответствующих явлений.
  4. Усвоить основные принципы и методы педагогической психотерапии.
  5. Освоить основные психолого-педагогические техники, направленные на создание дидактических условий для формирования культуры здоровья учащихся, их готовности к  саморазвитию.

Информацию по этим вопросам можно найти в книгах:
  • Н.К.Смирнов «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе», Москва 2005;
  • В.Т.Лободин, Г.В.Лавренова, С.В.Лободина «Как сохранить здоровье педагога», ЛИНКА-ПРЕСС 2005.


Огромное внимание в работе над технологиями должно быть уделено процессу усвоения школьниками учебного материала.


Совокупность приемов, форм и методов организации продуктивного, т.е. осознанного, творческого, прочного усвоения – одна из основных психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий.
Эффективность усвоения достигается за счет
  • снижения риска появления у обучающихся переутомления в результате вооружения их приемами осмысленного восприятия, самоорганизации внимания, смыслового запоминания и воспроизведения знаний, своевременной психолого-педагогической поддержки, грамотно проведенных физкультминуток, и т.д.;
  • избегания дезаптационных и стрессовых ситуаций в результате овладения ими умениями конструктивно общаться с учителем и одноклассниками, критически оценивать ситуацию, ставить цели и добиваться их достижения, устанавливать адекватную самооценку, грамотно ставить вопросы и строить умозаключения и т.д.
Организация продуктивного усвоения учебного материала предполагает обучение учащихся логическим способам усвоения этого материала и грамотное изложение его учителем с применением основных знаний элементарной логики и посредством трансляции из одной знаковой системы в другую (в виде самых разных схем).

Такое обучение реализуется и в результате усвоения школьниками основных логических приемов, в частности, приемов формирования научных понятий. Грамотное формирование понятий – эффективное средство усвоения понятий и профилактика переутомления и стрессов.

Формы и методы обучения с учетом «логических знаний» позволяют не только развивать природные способности школьника, но и создавать условия для их проявления, пробуждения познавательного интереса, учат способам приобретения знаний, пониманию и осмыслению материала, в результате чего уменьшаются энергозатраты как со стороны учащихся, так и со стороны учителей.

Именно такие технологии оказывают благоприятное воздействие на здоровье участников учебно-воспитательного процесса.


Стоит попробовать?

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Rambler's Top100